Кикимора. Злость, обида, депрессия и талант.
Кикимора довольно-таки противный персонаж русского фольклора. Зачем любить Кикимору?
Давайте представим, что Кикимора – это некий образ, часть внутреннего мира, которая присутствует в людях. И представим, что внутренний мир человека (психика) – это некое волшебное пространство, населенное персонажами, каждый из этих персонажей – это человеческое качество, представление или переживание. И если сказки и мифы – это отражение психической реальности, то какое место занимает, какое же качество олицетворяет Кикимора?
В сказках и былинах движущая сила Кикиморы - злоба к роду человеческому. Вот как описаны ее характер и повадки в «Сказке о происхождении Кикиморы»:
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу:
Выживает она, Кикимора, самого хозяина,
Изводит она, окаянная, всяк род человечь.
А и после того, она, лукавая,
Мутит миром крещеным:
Идет ли прохожий по улице,
А и тут она ему камень под ноги;
Едет ли посадский на торг торговать,
А и тут она ему камень в голову.
Злоба – пожалуй, одно из самых порицаемых человеческих качеств. Одно из самых нежеланных. Когда мы видим проявления злобы в другом человеке, то в первую очередь часто начинаем заботиться о собственной безопасности, стараемся оградить себя или напасть в ответ. Некоторым людям даже бывает сложно самим проявлять свою злость, даже подумать о ней. Когда мы чувствуем, что злимся, то часто стараемся сдержать эту разрушительную энергию или как-то переключиться, успокоиться.
Полагаю, вам в жизни приходилось чувствовать сильную злость или обиду. Полагаю, раз мы живые люди, то, естественно, испытываем весь спектр человеческих чувств. В каждом из нас где-то есть болотце с Кикиморой. Получается, что хотя это человеческое свойство – реагировать «негативными» эмоциями на какие-то события настолько универсально, что даже сказочный персонаж этого аспекта существует, тем не менее, также универсально и отрицательное отношение к этому психическому комплексу. Конечно, довольно сложно дать Кикиморе право на существование. В жизни, если мы стараемся совладать с этими чувствами. Да и в сказках живет Кикимора на болоте одна-одинешенька. Идет ли речь о проявлениях в реальном мире или о метафорическом описании реальности – часть эта обычно оказывается в изоляции, в глухом месте, куда заросли все тропинки.
Тот стихотворный кусочек, который я привела – это конец сказки, некий результат. У этой сказки есть начало, и, узнав его, я полагаю, вы по-другому посмотрите на Кикимору. Итак, источник злобы Кикиморы, начало истории.
Все начинается с того, что огненный змей, тоже представитель «нечистой силы», влюбляется в красну девицу. Он летит к ней шаром огненным, а в тереме красной девицы превращается молодцем несказанной красоты, от его любви горят огнем дубровы дремучие, и у огненного змея с девицей случается страстный роман:
Сушит, знобит он красну девицу до истомы.
От той ли силы нечистой зарождается у девицы детище некошное.
Со тоски, со кручины надрывается сердце у отца с матерью,
Что зародилось у красной девицы детище некошное.
Клянут, бранят они детище некошное клятвой великою:
Не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человечь;
Гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом.
Итак, сначала было «детище некошное», которого прокляли еще в утробе и мать и предки, страшными словами пожелав ему сгинуть. Но если разобраться, за что проклято «детище», то выходит, за то лишь, что он зачалось у девицы не от земного человека, а от «змея огненного», фактически же - это незаконный ребёнок, зачатый «во грехе». Само по себе дитя ни в чем не виновато, однако первое, что оно получает в этом мире – жестокое отвержение матери и всего рода.
Я не знаю, окажись я зародышем в утробе и получив такое послание близких, смогла ли я бы это пережить? А вы? И как бы вы отнеслись к этому миру, если первое и единственное, что вы получаете – это ненависть к себе и желание вас уничтожить? Озлобленность Кикиморы становится по-человечески понятной. Вынести это невозможно. И тут пресловутые нечистые силы спасают ребенка и берут к себе на воспитание. Вот каково продолжение судьбы Кикиморы:
Со той ли клятвы, то детище заклятое,
Без поры, без времени, пропадает из утробы матери.
А и его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель в тридесятое царство.
А и там-то детище заклятое ровно чрез семь недель нарекается Кикиморой.
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах;
Поит-холит он Кикимору медяной росой,
Парит в бане шелковым веником,
Чешет голову золотым гребнем.
От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн,
Говорит ей сказки заморские, про весь род человечь.
Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие,
Веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками.
Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора.
Тонешенька, чернешенька та Кикимора;
А голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек,
А туловища не спознать с соломиной.
Далеко видит Кикимора по поднебесью,
Скорей того бегает по сырой земле.
Не стареется Кикимора целый век;
Без одежи, без обуви бродит она лето и зиму.
Никто-то не видит Кикимору
Ни середь дня белого, ни середь темной ночи.
Знает-то она, Кикимора,
Все города с пригородками,
Все деревни с приселочками;
Ведает-то она, Кикимора,
Про весь род человечь, про все грехи тяжкие.
Дружит дружбу Кикимора со кудесниками, да с ведьмами.
Зло на уме держит на люд честной.
Как минут годы уроченные,
Как придет пора законная,
Выбегает Кикимора из-за каменных гор на белый свет
Ко злым кудесникам во науку.
А и те-то кудесники люди хитрые, злогадливые;
Посылают они Кикимору ко добрым людям на пагубы.
Входит Кикимора во избу никем не знаюча,
Поселяется она за печку никем не ведаюча.
Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера;
Со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора
По всем углам и по лавочной
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу:
А и та печь не на месте,
А и тот стол не во том углу…
Нечистые силы не только уносят Кикимору в свое царство, они еще и растят ее, холят и лелеют. Эти сверхъестественные силы отдают ей все внимание, заботу и знания, на какие они способны. Единственное и главное, чего она лишена – это человеческой любви. Воспитываясь в хрустальных горах, Кикимора обретает волшебные качества и постигает тайные знания.
И вместе с этими сверхъестественными умениями она несет тяжкое бремя: Кикимора знает про все грехи человеческие и держит зло на весь род людской. Волшебное создание, вместе с тем она остается ребенком своей человеческой матери, и ее ненависть велика. Поэтому, когда злые кудесники посылают Кикимору к добрым людям на пагубы, она берется за дело. В деревнях существует поверье, согласно которому Кикимора появляется в доме неспроста. Обитание Кикиморы своего рода отметина о совершении греха в прошлом. Разрушительные действия Кикиморы делают тайное явным. И эта тайна – сам факт ее появления и существования. Обида, жгучая обида движет Кикиморой в ее желании отомстить, нанести такой же вред людям в ответ.
Обратите внимание, Кикимора посвящена в великие тайны и обладает могучими знаниями и умениями. При всем при этом ее вредительство по большей части составляют мелкие пакости. Она словно осталась по-прежнему ребенком, который верит в свою силу и победу над «взрослыми» только исподтишка. Ее человеческая природа и мироощущение так и остались в зачаточном состоянии – малюсенькая, тощенькая, без одежды, никто ее просто не видит. Случилось так, что ее человеческой природе отказали в праве на существование.
Если присмотреться внимательнее, Кикимора вполне «человечна». Она испытывает сильные чувства по отношению к другим людям, как любой из нас. Просто так случилось, что ее чувства питает идея отрицания и разрушения.
Это никак не отменяет и не умаляет ту боль, которую это «некошное дитя» пережило, ни ту злость, с которой Кикимора идет к людям. Вступая в противостояние с людьми и своей человеческой природой, Кикимора избегает контакта со своим страданием. Видите ее съеженные плечи? Тонкие ручки и прячущиеся друг за друга ножки?
Есть одна идея, которая если не оправдывает, то некоторым образом объясняет и уравновешивает судьбу Кикиморы. Речь идет о том, что причина страданий является в то же время причиной развития, приобретения самого ценного жизненного опыта. Так, Кикимора обрела волшебные свойства и умения б л а г о д а р я проклятию матери и рода. С моей точки зрения это очень важная фраза, позвольте, я повторю ее еще раз: Кикимора обрела волшебные свойства и освоила сакральные знания и умения б л а г о д а р я тому, что была отвержена и проклята. Ущерб, причиненный ей, велик. Но также велик приобретенный ею дар.
Злоба и желание причинить боль всему человечеству забирают внимание Кикиморы, не оставляют сил и внимания реализовать свои великие возможности. Однако сияние ее волшебства берет начало из того же источника, что и ненависть, является второй стороной медали. Там, где мы, как нам кажется, лишены чего-то абсолютно, как Кикимора любви матери и рода, лишены до отчаяния, до злости, именно там может находиться источник нашей волшебной силы – энергии, таланта.
Из-за отсутствия внутреннего права на существование, Кикимора лишена многих аспектов проявления себя в этом мире:
- вступать в близкие отношения с людьми, принятия и любви;
- быть публичной (действует через предметы, невидима для людей);
- наслаждаться материальным миром (тощенькая, ходит без одежды);
- быть творческой, реализовать свои волшебные способности в полной мере (одержима одним видом деятельности – причинять ущерб).
Кикимора выглядит как что-то мелкое, уродливое и незначительное, в то же время она является обладательницей огромных сил.
Кикимора – это образ, метафора того, как может видоизменяться активное начало, присутствующее в каждом человеке. Это пример искажения некоей нашей части, тождественное неким жизненным событиям. Я бы отметила еще, что Кикимора – это нереализованный потенциал.
Может быть, способность создавать, личные способности и талант представляются нам, если обратиться к метафоре персонажей, в виде некоего сияющего ангелочка. И не находя в себе этого ангелочка, возникают сомнения в существовании творческой и жизненной энергии вообще. Между тем, возможно, что дело не в том, что волшебная сила вдохновенного созидания отсутствует, а в том, что выглядит она сейчас несколько иначе – совершенно противоположным образом, дурацким страшненьким заморышем, к которому и подойти-то противно.
Возможно, что сейчас это уныние и неудовлетворенность. Мнительность и неуверенность. Безразличие или тоска. На первый взгляд может показаться, что усталость, раздражительность или внезапно возникающая тревога, которые мы чувствуем, никак не связаны с нашими созидательными силами. Однако, зная историю Кикиморы, можно увидеть больше и уловить глубокую взаимосвязь, и это понимание открывает возможности для изменений внутренней реальности.
Признать право на существование Кикиморы, принять ее такой, какая она есть, во всей ее ужасности, означает признать существование в себе какой-то заколдованной волшебной части. Доступ к этим возможностям открывается принятием – верным способом разрушить любые чары. Этот путь также описан в сказках – только после того, как полюбят лягушку, чудовище, медведя такими, какие они есть – эти существа трансформируются и обретают способность проявить свою красоту и силу.
Ольга Смагина
Вы можете записаться на лекцию,
задать вопрос об обучении
или обратиться в Ассоциацию.
Мы ответим на ваш запрос по указанному
адресу электронной почты.